Корбита
Походы на байдарках
Пеше-лыжные походы
закрыть меню
Наверх
Меню

Какой шаг винта выбрать для подвесного лодочного мотора?

Турклуб «Корбита»
Дата последней правки04.04.2023
Время на чтение17 минут

Тема большая, ответ за минуту вы здесь точно не найдете.

Заваривайте чаёк или кофеёк, приятного изучения! Если будут вопросы - пишите в Вотсап, но лучше звоните напрямую!




Интернет забит советами по выбору шага винта.

Вот главный из них. Шаг винта должен быть подобран таким образом, чтобы двигатель моторной лодки с обычной по весу нагрузкой развивал заложенные конструктивно максимальные обороты на полном газу.

Да, сложно для понимания с первого прочтения. Если перефразировать, шаг нужен такой, чтобы у двигателя при обычной загрузке лодки не было «перекрута» или «недокрута».

шаг винта

Если вы автолюбитель, можно сравнить шаг винта с правильно выбранной передачей в коробке передач автомобиля. Первая передача на скорости в 30 км/час заставит мотор реветь, а пятая - задыхаться.

Беречь мотор, эффективно использовать топливо, получать максимальную скорость или максимальный толкающий эффект. Вот зачем необходимо разобраться в шаге винта и других его параметрах.


Что такое шаг гребного винта на лодочном моторе?

Шаг винта - это расстояние в дюймах, которое пройдет винт через неподвижную среду за один полный оборот.

Чем больше это расстояние, тем больше шаг винта, тем больше угол наклона лопасти, тем сложнее его провернуть, тем более мощный мотор потребуется. Зато скорость будет больше.

И наоборот. Чем меньше это расстояние, тем меньше шаг винта, тем меньше угол наклона лопасти, тем легче его провернуть, тем менее мощный мотор потребуется. Зато скорость будет меньше.

Напомним, что глиссирование - это режим движения моторной лодки, при котором днище лодки начинает скользить по водной глади. Тем самым снижается сопротивление и возрастает скорость лодки. На глиссе осадка лодки практически отсутствует. Обратно этому - режим водоизмещения, при котором осадка моторной лодки зависит от нагрузки.

Для каждой лодки скорость выхода на глиссер разная, и зависит от веса лодки, мощности мотора и шага пропеллера.


Тест винтов лодочного мотора

Не можем не рассказать о том, как мы дошли до того, чтобы сделать тест винтов для нашего лодочного мотора. 

Очень много лет мы занимаемся организаций сплавов на байдарках и отслеживаем обратную связь клиентов через отзывы. Мы уловили клиентский запрос - хотим меньше плыть и больше отдыхать. Так как асфальт до каждой стоянки на реке не проложен, мы решили облегчить байдарки. 

В поход мы стали отправлять моторную лодку, которая сопровождает группу. В неё грузятся вещи, которые должны были ехать в байдарках. Это было 5 лет назад. Тема с лодкой нашей аудитории понравилась!

Чтобы возить много вещей, нужна была большая моторная лодка. Мы остановили свой выбор на Ривер Боатс 370 (вес 57 кг) и ни разу не пожалели. Для того, чтобы возить много вещей на большой моторной лодке нужен был надежный мотор. Мы остановились на Тохацу 9.8, главным образом из-за его веса. И снова - ни разу не пожалели.

выбрать винт

Пропеллер, который был установлен с завода (с шагом 8.5) мы сняли через два сезона и к нему больше не возвращались. Потому что при большой загрузке лодки винт с таким большим шагом не позволял лодке набрать рабочие максимальные обороты. Он - точно для более легких лодок.

Поставили Solas с тремя лопатками и шагом 7. Меньшем, чем был на заводском винте. Стало лучше! Загруженная лодка стала выпрыгивать на глиссер. Но лучше - не значит идеально. Так в сентябре 2022 года мы начали покупать винты чтобы разобраться в вопросе: винт с каким шагом лучше всего подойдет под наш комплект.


Гребной винт 4x8.7x5, Solas, 5013-087-05

Гребной винт 4x8.7x5, Solas, 5013-087-05

Четыре, на минуточку, лопасти!

Что по всем «интернетам» означает, что на моторе будет меньше вибрации. Диаметр не 8.5, а 8.7. Шаг винта - 5 дюймов против 7 нашего текущего, по прогнозам должен тащить как танк!

Стоимость на апрель 2023 года - 11327 ₽. В состоянии почти нового нам обошелся в ноябре 2022 года около 9 т.р.


Гребной винт 4x8.7x7, Solas, 5013-087-07

Гребной винт 4x8.7x7, Solas, 5013-087-07

И снова - четыре лопатки!

И снова ожидаем, что на моторе будет меньше вибрации. Диаметр не 8.5, а 8.7. При этом шаг винта в 7 дюймов такой же, как на стоящем на нашем двигателе трехлопастном от той же фирмы!

Стоимость на апрель 2023 года - 11327 ₽. В состоянии почти нового нам обошелся в октябре 2022 года около 7 т.р.



Гребной винт 3x8.5x6.5, Marine Rocket

Гребной винт 3x8.5x6.5, Marine Rocket

По изначальной задумке хотелось испытать линейку винтов как с четырьмя лопатками, так и с тремя. Хотели купить трехлопастной с шагом 6.

Но в продаже такой с сентября отсутствовал!

Поэтому пришлось взять неизвестной нам фирмы Marine Rocket со стандартным диаметром и шагом пропеллера 6.5. Обошлась в феврале 2023 года покупка примерно в 4 т.р.


Гребной винт 3x8.5x7, Solas, 5011-085-07

Гребной винт 3x8.5x7, Solas, 5011-085-07

И четвертый участник нашего теста, отслуживший нам верой и правдой 2 сезона.

Винт хорош, но - все познается в сравнении. Для этого тест винтов и делается.

Стоимость на апрель 2023 года - 8128 ₽. При покупке нам обошелся два года назад около 5 т.р.


Результаты тестов винтов

Напомним, что все тесты проводились на комплекте - ПВХ лодка от питерской фирмы RiverBoats длинной 370 см и лодочный мотор Tohatsu 9.8. Заводской диапазон максимальных оборотов - 5000-6000.

Тест винтов под нагрузкой

Под нагрузкой в данном случае понимается все, что находится в самой моторной лодке, кроме бака с бензином, самого мотора, упаковочных чехлов и надувашки.

Итак, тест винтов для ПЛМ под разной нагрузкой и ниже - его результаты!



Нагрузка в 150 кг

По нашей задумке это инструктор со своими вещами и небольшим количеством снаряжения.

Диаметр винта, дюймы Шаг  Количество лопастей Обороты двигателя при скорости 10 км/ч Скорость выхода на режим глиссирования, км/ч Время выхода на режим глиссирования, секунды Минимальная скорость на режиме глиссирования, км/ч Обороты двигателя на минимальном глиссировании Максимальная скорость, км/ч Обороты двигателя на максимальной скорости
Solars 8.5 5 4400 15 30 17 6500 17 6500
Marine Rocket 8.5 6.5 3300 16 8 22 4800 275500
Solars 8.7 7 4000 18 20 18 4800 225600
Solars 8.7 7 4400 16 10 22 5500 27 6500


На такой нагрузке Marine Rocket (3 лопасти, шаг 6.5) и Solars (3 лопасти, шаг 7) показали лучшие результаты.

Казалось бы, винт Marine Rocket (3 лопасти, шаг 6.5) лучше попадает в диапазон максимальных оборотов, но, исключительно на слух, двигатель на максималках с Solars (3 лопасти, шаг 7) работает лучше, на полную мощность.

А Marine Rocket наоборот, немного не докручивает. Из чего можно сделать вывод - Marine Rocket 3x8.5x6.5 с меньшим заявленным шагом чем Solars (3 лопасти, шаг 7) будет докручивать до полной при меньшей нагрузке, при этом скорость будет больше, чем у Solars (3 лопасти, шаг 7) при той же меньшей нагрузке.

При обычной нагрузке на лодку в 150 кг с целью максимальной скорости винт Solars 3x8.5x7 лучше всего подходит для указанного комплекта.


Нагрузка в 220 кг

При задумке теста данная нагрузка не была запланирована и поэтому данные не полные.

Диаметр винта, дюймыШаг Количество лопастейОбороты двигателя при скорости 10 км/чСкорость выхода на режим глиссирования, км/чВремя выхода на режим глиссирования, секундыМинимальная скорость на режиме глиссирования, км/чОбороты двигателя на минимальном глиссированииМаксимальная скорость, км/чОбороты двигателя на максимальной скорости
Solars8.55-------
Marine Rocket8.56.537001914204700245300
Solars8.77-----18-
Solars8.77-------


Нагрузка в 260 кг

При задумке теста данная нагрузка не была запланирована и поэтому данные не полные.

Диаметр винта, дюймыШаг Количество лопастейОбороты двигателя при скорости 10 км/чСкорость выхода на режим глиссирования, км/чВремя выхода на режим глиссирования, секундыМинимальная скорость на режиме глиссирования, км/чОбороты двигателя на минимальном глиссированииМаксимальная скорость, км/чОбороты двигателя на максимальной скорости
Solars8.55-------
Marine Rocket8.56.5-----205200
Solars8.77-------
Solars8.77-----236200


Нагрузка в 300 кг

По нашей задумке это инструктор со своими вещами и сформированным опытным путем снаряжением, которое сопровождающий забирает у участников наших походов на байдарках, то есть примерно каждую лодку разгружает на 25 кг.

Диаметр винта, дюймыШаг Количество лопастейОбороты двигателя при скорости 10 км/чСкорость выхода на режим глиссирования, км/чВремя выхода на режим глиссирования, секундыМинимальная скорость на режиме глиссирования, км/чОбороты двигателя на минимальном глиссированииМаксимальная скорость, км/чОбороты двигателя на максимальной скорости
Solars8.55-----125800
Marine Rocket8.56.5-----124500
Solars8.77-----124600
Solars8.77-----185600


На данной загрузке ни один из винтов не смог вывести лодку на режим глиссирования, но при этом Solars (3 лопасти, шаг 7) показал лучшие результаты, как по скорости, так и по максимальным оборотам.

Особое внимание стоит уделить Marine Rocket (3 лопасти, шаг 6.5) и Solars (4 лопасти, шаг 7). Учитывая, что двигатель при таких винтах и при такой нагрузке не смог раскрутиться до максимальных оборотов, они не подходят под данную нагрузку с этим комплектом.

Напротив, Solars (4 лопасти, шаг 5) под такой нагрузкой смог раскрутиться до максимальных оборотов и подходит под медленный, но уверенный режим движения с большой загрузкой.

При обычной нагрузке на лодку в 300 кг с целью максимальной скорости Solars 3x8.5x7 лучше всего подходит для указанного комплекта. С целью максимальной загрузки Solars 4x8.5x5 лучше всего подходит для указанного комплекта.


Нагрузка в 400 кг

По нашей задумке это максимальная возможная нагрузка на лодку.

Диаметр винта, дюймыШаг Количество лопастейОбороты двигателя при скорости 10 км/чСкорость выхода на режим глиссирования, км/чВремя выхода на режим глиссирования, секундыМинимальная скорость на режиме глиссирования, км/чОбороты двигателя на минимальном глиссированииМаксимальная скорость, км/чОбороты двигателя на максимальной скорости
Solars8.555800----105800
Marine Rocket8.56.5-------
Solars8.77-------
Solars8.77------

Полноценный тест с данной загрузкой не проводился, но учитывая имеющиеся данные с нагрузкой в 300 кг можно сделать интерполяцию.

У винтов Marine Rocket (3 лопасти, шаг 6.5), Solars (4 лопасти, шаг 7) и Solars (3 лопасти, шаг 7) из-за большего упора снизятся как максимальная скорость, так и максимальные обороты. Но очевидно, у Solars (3 лопасти, шаг 7) это снижение будет менее выраженным.

Что подтверждается опытом использования. Более того, при большой загрузке с винтом Solars (3 лопасти, шаг гребного винта 7) наблюдалась следующая картина. Скорость в две трети газа и полный газ менялась на 1 км/ч, при этом расход топлива существенно отличался.

На данной нагрузке для данного комплекта получить максимальные скорости невозможно, все скорости будут - около 10 км/ч. При этом, если рассматривать топливную экономичность и запас по нагрузке, то можно сделать следующие утверждения.

Solars 4x8.5x5 имеет запас по нагрузке, но его эксплуатация на приемлемых скоростях около 10 км/ч (максимальных для него) влечет повышенный расход топлива из-за максимальных оборотов.

Напротив, Solars 3x8.5x7 не имеет запаса по нагрузке, но (по опыту) его эксплуатация на половине и трети газа влечет сниженный расход топлива при приемлемой скорости в 7-10 км/ч из-за средних оборотов двигателя.


Какой мы выбрали шаг винта? Выводы и решения нашего теста винтов.

 Винт Solars (3 лопасти) с шагом 7 лучше всего подходит под нагрузку 150-400 кг для комплекта - лодка RiverBoats 370 и мотор Тохацу 9.8. При этом можно выделить следующие особенности. 


При необходимости покрывать большие расстояния (на скорости лодки в 20 км в час и более):

  • лодку не стоит нагружать грузом более 260 кг (при весе водителя и его вещей в 100 кг и весе груза в 160 кг)
  • топливная экономичность отходит на второй план, можно и нужно выкручивать ручку газа до полной

тестирование шага гребного винта

При необходимости перевозить максимальный груз (на скорости лодки в 7-10 км в час):

  • наиболее эффективная работа двигателя при этом режиме в половину или две трети газа 
  • топливная экономичность выходит на первый план

 Винт  Solas 4x8.7x5 мы решили оставить себе - положить в запасники. Допускаем, что будет необходимость перевезти на лодке около 500 кг, а с этой задачей на нашем комплекте он справится лучше всех. 

Результаты теста нас немного удивили. Потому что на их основании можно сделать вывод, что мы зря покупали все эти винты. Но, так бывает в жизни. Свой родной винт не начнешь ценить многократно сильнее пока не попробуешь другие варианты.

P.S. Уменьшение вибрации на моторе с четырех лопастными винтами мы, к сожалению, не заметили. Вибрация есть везде, но - маленькая. Но и мотор у нас обслуживается регулярно)


Понравилась страница?
Отправьте ссылку другу или
сохраните себе на странице:

Контакты

Требуется консультация? Обращайтесь!
89529513952 - клубный WhatsApp, отвечаем быстро
89529513952 - клубный Telegram, отвечаем не быстро
общая информация и прием заявок - 8 (473) 2‑953‑952
info@corbita.ru - электропочта, по всем вопросам
вконтакте
Турклуб «Корбита» © 2008-2024
Версия CMS: 7.0.2 beta
Возрастная категория 18+
Пользовательское соглашение